
Скончался Тони Скотт
21.08.201257Карьера британского режиссера Тони Скотта проходила в тени его брата - знаменитого Ридли Скотта. Тот начал с "Чужого" и "Бегущего по лезвию", снимал один блокбастер за другим - то про открытие Америки ("1492: Завоевание рая"), то про Древний Рим ("Гладиатор") или крестовые походы ("Царство небесное"), получал "Оскары", а каждый его новый проект становился событием. Собственно, даже в кино Тони привел старший брат, сняв его в своей дебютной короткометражке "Парень и велосипед".
Очевидно, о какой-либо зависти в данном случае не было и речи. У братьев была совместная производственная компания Scott Free Productions, они вместе сделали множество фильмов - в их числе и несколько картин самого Тони - и планировали сделать еще больше. И одновременно каждый из них шел по своему пути.
Тони Скотт выработал свой особый стиль. Он проявлялся и в одежде, и в поведении - его узнавали по потертой красной бейсболке, быстрым движениям и саркастично-напористой манере общения с журналистами.
В Голливуд Тони перебрался из Англии - после нескольких лет съемок рекламных роликов в компании старшего брата. Там британских режиссеров уже встречали хорошо - что неудивительно после работ того же Ридли Скотта или Алана Паркера; новичку предложили сделать фильм о вампирах. Правда, его предпочтений не спрашивали, а выдали сценарий картины "Голод"; фильм с участием Катрин Денёв, Сьюзен Сарандон и Дэвида Боуи не стал ни событием, ни хитом проката, но профессионалы работу Тони отметили.
Спустя три года чуткий на успешные проекты продюсер Джерри Брукхаймер пригласил режиссера сделать фильм "Top Gun" с молодыми Томом Крузом и Вэлом Килмером в главных ролях.
Чутье Брукхаймера не подвело - фильм оказался весьма удачным, да и зрителям он понравился, собрав в кинотеатрах $353 млн (не говоря уже о том, что он был весьма популярен в советских видеосалонах, где его обозвали "Лучший стрелок" - такой перевод в итоге и прижился в российской традиции). Не менее успешным был и следующий фильм, сделанный Тони Скотом под надзором Брукхаймера: вместе они сделали продолжение комедии "Полицейский из Беверли-Хиллз" с Эдди Мёрфи и Джаджом Райнхолдом.
Вообще, в результате сотрудничества с Брукхаймером и его партнером Доном Симпсоном Тони Скотт снимал очень удачные в коммерческом плане ироничные боевики.
Вместе они сделали "Последнего бойскаута" с Брюсом Уиллисом, "Багровый прилив" с Дензелом Вашингтоном, "Врага государства" с Уиллом Смитом.
И напротив, когда Тони уходит от успешного продюсера, его фильмы проваливаются - так было с "Местью", в которой снялся Кевин Костнер, или с "Фанатом" с Робертом Де Ниро и Уэсли Снайпсом.
Впрочем, в любом правиле есть исключения. В 1993 году Квентин Тарантино показал Тони Скотту два сценария - это была задумка одного фильма, разделенного на две части. Скотт захотел снимать обе картины, но получил лишь одну: по одному из сценариев Тарантино сделал "Бешеных псов". А вот второй лентой стала "Настоящая любовь" с Кристианом Слэйтером и Патрицией Аркетт - один из самых лучших фильмов Скотта того периода. Если не вообще лучший фильм в его тридцатилетней карьере.
"Мне на стол лишь однажды лег великий сценарий, в котором я не заменил ни слова - и это была "Настоящая любовь", - говорил Тони Скотт про этот фильм.
В первой половине "нулевых" он несколько отошел от коммерческого кино - по старой памяти снимал рекламные ролики, интенсивно работал в продюсерской компании, которую они основали с братом. Потом он все-таки вернулся в большое кино, причем вполне триумфально - с точки зрения критиков, но не продюсеров. Рецензенты удивленно хвалили эмоциональный, выходящий далеко за пределы собственного жанра криминальный боевик "Гнев" о частном охраннике, сражающемся за жизнь своего маленького клиента. А картина "Домино" об охотниках за головами, чья работа превращается в реалити-шоу, вызвала самые противоречивые оценки - от восторга до полного разноса. Эта картина стала, наверное, самым смелым экспериментом Скотта в последний период его карьеры - на протяжении всего фильма экшн медленно, но уверенно превращался в психоделическую притчу.
Впрочем, прокат экспериментов с жанрами не терпит, и в прокате фильм, к сожалению, провалился.
Любопытно, что в четырех из пяти его последних фильмах на главные роли Тони Скотт приглашал дважды лауреата "Оскара" Дензела Вашингтона - тот играл в "Гневе", "Дежа вю", "Опасных пассажирах поезда 123" и "Неуправляемом"; режиссер словно торопился снять актера во всех неснятых раньше ролях. В"Неуправляемом", кстати, на экран вернулась старая манера Скотта - быстрый сюжет, сарказм и непрерывная гонка.
Его самой последней работой стало продюсирование "Прометея" Ридли Скотта - приквела к его же "Чужому". И, видимо, посмотрев на то, что получилось у брата, он наконец-то решил вернуться к своим истокам - собрался сделать сиквел "Лучшего стрелка", своего первого удачного фильма. С Томом Крузом в главной роли, конечно.